Схема 1.0
архив |
Схема 2.0
архив |
|
Официальные схемы: |
|
||||||
После этого Егор оставляет работу над вестибюльной схемой. Концепция утряслась.
На схеме остаются автобусы между линиями метро, без географических подробностей и промежуточных остановок, нас покидают дороги, но остаются достопримечательности и парки. Еще есть идея отметить удаленные районы и нарисовать от них автобусы к ближайшим станциям.
От Егора приходят несколько файлов с последними эскизами.
Эксперты и Егор искали решения на примере северо-запада, и немного на юге. Теперь нужно увидеть всю картинку.
Начнем все с чистого листа. Вооружаемся сайтом «ВикиРутс», «Яндекс-картами» и вторым монитором. Переносим все маршруты между станциями на схему в суперчерновом варианте.
Видно, что самая жесть на юге, там районы хорошо связаны дорожной сетью и много маршрутов.
Попробуем распутать и упорядочить.
Легче стало, но не сильно. X-образные пересечения сильно шумят, и совершенно не понятны маршруты, которые продолжают идти вдоль ветки. Например, 72-й троллейбус идет от «Севастопольской» до «Калужской» и потом вдоль ветки до «Ясенева». С одной стороны, такие маршруты хочется показывать до конца, с другой, они сильно усложняют схему и, возможно, стоит отказаться от продолжения.
Пробуем избавиться от X-образных пересечений, уменьшить размер шрифта и успокоить цвета.
И тем не менее маршрутов слишком много. Схема без парков и достопримечательностей уже выглядит устрашающе. Повод задуматься о том, какие маршруты действительно нужны на схеме.
Важно показать связь между ветками там, где на наземном транспорте удобнее ехать, чем на метро. Значит, маршруты до «Варшавской» можно смело убирать — на нее с одной пересадкой можно попасть и с серой, и с зеленой ветки. Затем зеленая и салатовая ветка на юге имеют пересадку — значит, маршруты с юга салатовой до «Каширской» тоже можно убрать.
Есть еще один подводный камень. У некоторых маршрутов интервал движения большой. Было бы странно советовать автобус, который можно прождать полчаса. За это время можно и на метро через центр доехать.
Зовем на помощь транспортных экспертов и получаем список маршрутов, которые действительно могут быть быстрее, чем поездка на метро.
Снова «ВикиРутс». Проверяем все, что прислали. В отдельную кучку складываем маршруты в отдаленные районы, отсеиваем автобусы, которые повторяют ветки метро или просто кружат по районам, где с метро все хорошо.
После просеивания маршрутов югу схемы значительно полегчало.
Переносим все на схему.
С реалистичностью автобусов на схеме все ясно. Помимо маршрутов между станциями метро, эксперты выбрали еще и маршруты в отдаленные районы города. Пробуем нанести на схему районы и автобусы к ним.
В целом пока тоже кажется возможным уместить все на схеме.
Следом за районами на схему возвращается весь фарш.
Погружаемся в мелочи. Думаем, как показать пересадку с автобуса на метро. Начинаем с кружочка возле станции. Кружочки выглядят как маленькие жучки, расползшиеся по схеме. Пробуем совсем от них избавиться и приезжать автобусом в засечку станции. Для большей чистоты еще можно прям в надпись станции приезжать.
На «Соколе» 6 линий выглядят сложновато. Можно придумать правило и ограничить количество линий, которые выходят из станции, например максимум 3. И немного растащить, чтобы не слипались.
Выглядит неплохо, но есть ощущение, что автобусы, которые приходят в подпись станции справа, считываются гораздо хуже, чем те, что врезаются в ветку. И все-таки хочется, чтобы была конкретная точка, в которой заканчивается автобусный маршрут. Возвращаем точки.
Ну не. 900-е автобусы подсказывают идею с иконками. Вот оно!
И все становится на свои места. Автобусам — своя иконка, электричкам — своя, районам — своя.
После распечатки решение не выживает, иконки сильно мелкие и поэтому плохо считываются, выглядят хуже, чем круги.
Где-то в этот же период, после очередной встречи с департаментом, в схему с грохотом врывается железная дорога. Вопрос с обозначением пересадок становится еще актуальнее. Если автобусы втыкаются в станцию, то и железной дорогой, по идее, нужно втыкаться, но проблема в том, что некоторые пересадки с ЖД на метро имеют разные названия и воткнуться уже не получится.
Незаметно наносим ЖД на схему.
Названия станций сильно усложняют картину. Теперь не очень понятно, как показать ЖД, которая проходит через отдаленный район. Попытка с иконками, которые не выжили:
Названия районов выглядят как названия станций. Хочется избавиться от этого ощущения. С рамками вроде неплохо, ЖД проходит насквозь, и нравится, что обводка района такая же, как и у автобуса, то есть район становится территорией, по которой автобус кружит, а не конкретной остановкой.
В целом схема сейчас выглядит так:
Дальше выясняется одна интересная особенность московских районов и ЖД-станций.
Предоставим вновь слово Людвигу.
Во-первых, надо было понять, как быть с перепутанными названиями районов и станций типа Восточного Дегунина и Бескудникова — по старой московской традиции станция «Бескудниково» находится в Восточном Дегунино, а станция «Дегунино» — в Бескудниковском районе, и когда москвич говорит, что ему «надо в Бескудниково», скорее всего, он намыливается в Дегунино. Картинка для тех, кто ни хера не понял:
(А ведь когда-то я думал, что станции «Смоленская» и «Смоленская» — непонятное исключение в складке пространства; оказалось, что тут в этой вашей Москве все так через жопу, местный топонимический спорт, изюминка для держания в памяти).
По формальной логике, конечно, нужно написать в таком случае на нашей схеме названия районов, а по человеческой — наоборот: жители давно называют районы близ метро названиями станций метро, а районы рядом с ЖД-станциями названиями станций электрички.
Решили, что в случае конфликтов предпочтение назвать место отдается электричкам; если конфликта нет и название районов помещается, то пусть будет.
Во-вторых, надо было понять, подписывать названия всех ЖД-станций или нет. Решили, что попробуем подписать — если убрать никому не интересные названия районов типа «Косино-Ухтомский» (Что там люди говорят? «Я живу у Выхино»? «Я живу рядом с Лермонтовским проспектом»? Вряд ли «Я живу в Косино-Ухтомском районе»), то есть шанс даже у «Перова» нормально расставить названия ЖД. Поприветствуем участников слета станций электричек у «Перова».
Дальше решали, что делать с желтой веткой — спрямлять иль не спрямлять. Восток желтой ветки на схеме:
Восток желтой ветки в жизни:
Пока на схеме не было ЖД-веток, никого особо не парило, например, какое расстояние от «Новокосино» до «Выхино», метро работает как телепорт с остановками.
«Новокосино» и «Выхино» на схеме:
«Новокосино» и «Выхино» в жизни:
Как только на схеме появляются автобусные маршруты, парки и все такое, пузырь пространства норовит лопнуть: нет-нет, да и найдется кто-то, живущий в районе Кусковского, например, лесопарка и понимающий, что «Вешняки» от «Перова», в общем-то, недалеко. Ясно, что на карте «Новокосино» должно быть ближе к «Бауманской», между «Измайловской» и «Шоссе Энтузиастов» есть Измайловский парк и пр.
С другой стороны, желтая ветка же не от хорошей жизни на схемах уже тридцать лет вверх загибается: если ее вывести географически точно, то схема станет шире, а значит, кегль будет меньше процентов на 11, что достаточно до фига. Ну и плюс придется правильно заводить синюю и зеленую внизу, да там почти все на схеме географически неточно. Обратимся к мировому опыту.
На самом деле, много где в мире так сделано.
Лондон. См. серый и розовый пунктиры электричек, слева — на схеме, справа — в жизни:
Еще раз тот же трюк, теперь уже с фиолетовыми пунктирами ЖД-линий:
Стокгольм. Официальная схема ЖД-линий и метро, и как они на самом деле себя ведут:
Ветки электричек совершенно ничего не должны стокгольмцам.
В общем, эксперты дело говорят, конечно. Проблема в том, что не очень понятно, кому нужна такая подробняшка у кассы.
(Конечно, просто надо дождаться появления на станции места, где будет небольшая схема метро плюс карта района с ближайшими ветками плюс подробная карта с окрестностями метро радиуса пяти-десяти минут пешком, и лучше такой стенд влепить не только на станции четыре раза, но и у выхода. Пример страшненького стенда на станции киевского метро, пока оно еще работало:
Очень технологично: слева — единая для всех станций схема метро, справа — карта района, делается на основе «контрол-цэ» из картографического сервиса).
Очевидно, что географическая честность разобьет связь между станционной схемой и вагонной; немаловажно и то, что делать гибридик мы будем еще полгода, и ему по уму нужно квадратное место, а не то вертикальное, которое у нас есть. Висеть гибриду год, а там и новая городская навигационная система, глядишь, уже замаячит; можно провозиться и вообще не успеть ничего повесить.
В общем, видно, что Егор внутренне заряжен на изготовление отдельной большой и подробной схемы «метро плюс ЖД», но к ней должны предъявляться совсем другие требования, не те, что были в конкурсе.
Итого, что решили:
— важнее всего связь с официальной схемой;
— коллизии «район — станция» решаем в пользу станций;
— доделываем схему пять недель (правки плюс иконки достопримечательностей плюс парки плюс корректура) и выпускаем в свет то, что получится;
— после этого посмотрим в городе и решим; главное — нынешнюю встречающуюся повсеместно велосипедку стереть с лица земли, а дальше будем улучшаться.
В общем, итерационный подход применим и уже, глядишь, родим какой-то отправной вариант. Ну на крайняк не будем вешать схему в Жулебине, делов-то, они там и не узнают ничего — за МКАД же живут. Понаехавшие дизайнеры злорадно хохочут над жителями труднодоступных районов столицы:
По итогам экскурса в топологию и географию Москвы отдаленные районы на схеме канули в Лету. Сначала только вокруг ЖД, но потом стало ясно, что одинокие Капотня и Раменки выглядят странно. Еще более странно выглядит «Юго-Западная» с автобусами в Коммунарку и Мосрентген, но без автобусов в Солнцево и Ново-Переделкино. Под сокращение пошли в итоге все.
Приоритет у слоев выстроился следующий:
1. метро;
2. ЖД и станции;
3. аэроэкспресс;
4. автобусные маршруты;
5. достопримечательности и парки.
В проекте наступает затяжная пауза, в ходе которой дизайнеры студии осваивают навыки резанья бумаги и расклеивания ее по полу в метро, работы в спецовках и ведения бумажной документации.
После перерыва происходит квантовый скачок, и схема сильно меняет свой внешний вид. Отключаем пока парки и достопримечательности, чтоб не мешались. Расставляем приоритеты, распрямляем ЖД, выключаем фон, увеличиваем кегль и упорядочиваем стили для второстепенных текстов. Бам!
Рисунок линий очень похож на итоговый, новые пересадки автобусов и ЖД стали жить в единой системе с пересадками метро. Это плюс Из минусов: схема получилась очень шумной, оказывается, цветной фон сильно успокаивал второстепенный фарш. Но есть ощущение, что теперь достаточно тонко настроить цвета — и будет о’кей. Кажется, что финиш уже близко. Возвращаем парки и достопримечательности, пробуем добиться спокойствия с белым фоном, цветной всегда успеем вернуть.
Парки хоть и мягкие, но все равно шумно. Возвращаем фон.
Рисуем милый паттерн для парков.
Неплохо. Фарш успокоился, стиль и цвета вроде устоялись. Собираем всю северную половину схемы, добавляем веселую речку и показываем худруку, чтобы со спокойной душой собирать все, не переживая за кардинальные переделки, или снова все переделать.
Худрук: Збс, только парки нужно просто зеленым сделать.
Отлично, перед финишной прямой выравниваем скелет схемы, делаем ветки симметричными.
И разверстываем всё.
Файл уходит на проверку в ЖЖ Людвига. Читатели старательно присылают 5 страниц замечаний.
Не покладая рук трудятся и студийные ловцы багов, здесь микромир.
Изучаем многосерийные правки от редактора и переводчика.
Схема вверстывается в форматы.
Схема вычитана, переведена, просеяна на наличие багов Людвигом, Егором, Костей и наконец сверстана в двух форматах. Готовимся отдать схему в печать.
Худрук: Надо лес переделать. Сейчас он как зеленая мыльная пена. Это не для схемы.
Делаем еще один подход к паркам.
Выбираем самый простой вариант, обновляем. Перепроверяем снова автобусы, вносим правки.
Отдаем на цветопробу. С 6-го раза серый на цветопробе действительно становится серым, подписываем и идем собирать анонс.
© 19952024 Студия Артемия Лебедева
|