«Новая типографика» на поверку оказалась достаточно старой и даже весьма забавной.
Вообще говоря, я покупаю все книги издательства Студии Артемия Лебедева — они правильно издают правильные книжки. Однако книга Чихольда не оказалась для меня новинкой, потому что несколько лет назад я уже пытался прочитать ее в каком-то из переводов, и практически сразу бросил.
На днях я перечитал книгу именно по той же причине, по которой когда-то прекратил. «Новая типографика» вызывает особое чувство дискомфорта, которое позже перетекает в понимание и добрую усмешку. Так происходит всегда, когда читаешь острые книги, написанные на грани успевших кануть в лету теорий и учений.
«Новая типографика» — это книга о конструктивизме в бумажном дизайне: оформлении книг, визиток, писем, афиш, конвертов. В ней Ян Чихольд прямо с ребяческим задором старательно формулирует идеи нового дизайна, который просто ради принципа маскимально противопоставляет себя старому, классическому оформительскому и декоративному искусству. История говорит о том, что дизайнер, пытаясь изобличить нечто старое ради самого процесса изобличения, с милой непосредственностью вляпытвается в те же ошибки, которые он так ясно видит и старается избежать. Чего стоят одни доводы вида «это неправильно... да просто потому что это ужасно и уродливо выглядит!»
«Новая типографика» — это маленький музей модернизма в формате одной книжки. Чихольд не старается обосновать свою точку зрения о дизайне, не пытается сформулировать законы новой типографики. Он лишь просто перечисляет примеры удачных с его точки зрения дизайнов и напирает на необходимость стандартизации во всем и везде. Порой эта стандартизация перегибает все палки. К примеру, в одной из глав Чихольд говорит о необходимости стандартизации журнальной верстки — чтобы можно было удобно выстригать статьи и подшивать их. Вообще идея подшивания всего, чего только можно подшить, проходит через книгу красной нитью. Автор советует учитывать возможность подшивания даже при создании визиток! Дизайн по Чихольду — это первая производная от дырокола.
Покупая «Новую типографику», вы должны сразу понимать — эта книга была написана почти сто лет назад. Применить ее с практической точки зрения достаточно трудно, но почитать ради общего развития будет весьма и весьма полезным.
Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011
Твердая обложка, 244 стр.
Рейтинг 4 из 5.
На первый взгляд переиздание книги по типографике с более чем
Безусловно, книга обязательна для прочтения всем, кто имеет отношение к дизайну. После нее иначе смотришь на то, что ты делаешь. Для себя начал применять правило — если с отключением декоративных элементов (линии, иконки, фон и т.п.) дизайн смотрится плохо или непонятно — надо все делать заново, это не дизайн.
Достоинства
1. Четко и ясно донесена важная мысль — дизайн должен быть минималистичным и должен перестать быть «вещью в себе».
2. Приведены примеры оформления документов и бланков. Часть информации устарела, но многие тезисы актуальны и сейчас.
Недостатки
1. Много лишней информации — история типографики, примеры устаревших плакатов.
2. Немного категоричный взгляд автора — часто натыкаешься на полное отрицание сторонних течений дизайна.
Оформление
В Студии Артемия Лебедева качественно оформили книгу. Гарнитура, бумага, верстка — все отлично. Правда при сноске часто не указывается страница — приходится листать книгу в надежде «есть ли здесь работа этого автора?». Еще один минус — неудобная бумажная обложка. Она хорошо смотрится, но быстро теряет внешний вид.
© 19952024 Студия Артемия Лебедева
|